понедельник, 12 декабря 2016 г.

Роль государства в современной экономике

Экономическая политика государства — процесс реализации его экономических функций путём разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых целей.
Наиболее общие экономические цели государства в рыночной экономике:
1) обеспечение экономического роста;
2) создание условий экономической свободы;
3) обеспечение экономической безопасности;
4) обеспечение полной занятости;
5) достижение экономической эффективности.

 Экономические функции государства:
1) стабилизация экономики;
2) защита прав собственности;
3) регулирование денежного обращения;
4) перераспределение доходов;
5) регулирование взаимоотношений между работодателями и наёмными работниками;
6) контроль над внешнеэкономической деятельностью;
7) производство общественных благ;
8) компенсация внешних эффектов;
9) поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы.

 Экономические задачи, наилучшим образом решаемые государством:
1) Защита основ рыночной экономики. Государство разрабатывает и принимает антимонопольное законодательство, препятствующее свёртыванию конкуренции и росту финансовой мощи монополий.
2) Производство общественных благ. Общественные блага — это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах (например, оборона, бесплатное образование, медицина, посещение библиотек, парков и др.).
3) Учёт внешних (побочных) эффектов. Внешние эффекты — связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц. Экономическая деятельность одних может вызывать такие последствия, которые отражаются на лицах, непосредственно не участвующих в производстве и потреблении данных товаров. Отрицательные эффекты возникают в случае появления издержек у других лиц (не участвующих в производстве) в результате производства или потребления товара, а положительные — в случае появления у этих лиц выгоды, которая не компенсируется ими производителям товара. Задачка государства — исключить отрицательные внешние эффекты и поощрять полезные, используя такие меры, как убеждение, рекламные кампании, субсидирование (для положительных внешних эффектов) и налогообложение (для отрицательных эффектов), разработка стандартов безопасности и др.
4) Разработка и финансирование программ помощи нуждающимся.
Регулирование государством рынка.
ПрямоеКосвенное
Предполагает использование преимущественно административных методов:
  • законодательная деятельность государства;
  • расширение государственных заказов;
  • развитие государственного сектора в экономике;
  • лицензирование отдельных видов деятельности.
Предполагает использование преимущественно экономических методов:
  •  денежно-кредитная (монетарная) политика;
  • бюджетно-налоговая (фискальная) политика.
 Принадлежит приоритет в рыночной экономике.
Суть косвенных методов:
1. Денежно-кредитная (монетарная) политика — это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платёжного баланса.
Основной институт, реализующий эту политику, — Центральный банк.
Основные инструменты:
1) Операции на открытом рынке — наиболее весомый и ежедневно применяемый способ контроля государства за предложением цены в стране. Он связан с куплей-продажей ценных бумаг (облигаций федерального займа (ОФЗ), государственных казначейских обязательств (ГКО) и др.) Центральным банком за наличные деньги.
Центральный банк продаёт ценные бумаги → он получает взамен денежные средства → сокращение количества денег в обращении, возрастание процента → деньги становятся «дорогими».
Центральный банк покупает ценные бумаги → падение нормы процента → «удешевление» денег. Таким образом, это приводит к уменьшению или увеличению банковских резервов, а также к увеличению или сокращению денежной массы.
2) Политика учётной ставки (ставки рефинансирования) — позволяет регулировать активность коммерческих банков. Достигается это путём изменения учётной ставки процента.
Учётная ставка процента — это норма процента, по которой Центральный банк предоставляет кратковременные кредиты коммерческим банкам.
Коммерческие банки для осуществления своей деятельности берут кредит у Центрального банка под определённый процент, т. е. учётную ставку (например, 10%). Банки предоставляют полученные средства своим клиентам под процент, который выше учётного (например, 20%). Центральный банк повысит учётную ставку процента → коммерческие банки поднимут ставку процента своим клиентам. Центральный банк снизит учётную ставку → коммерческие банки снизят ставку процента своим клиентам. Таким образом, Центральный банк воздействует на экономику, проводя политику «дешёвых» или «дорогих» денег, чтобы стимулировать или охладить деловую активность.
3) Изменение нормы обязательных резервов — в соответствии с законом часть средств коммерческие банки обязаны хранить в виде резервов в Центральном банке. Размер этого резерва устанавливает Центральный банк. При его снижении у коммерческих банков расширяются возможности размещать деньги среди своих клиентов, денежная масса в стране растёт. С увеличением резерва предложение денег сокращается, цена на них, т. е. уровень процента, возрастает, деньги становятся «дорогими». Политика резервов, проводимая Центральным банком, является наиболее жёстким инструментом денежно-кредитного регулирования.
2. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — это система мероприятий, направленная на регулирование экономики с помощью государственных расходов и налогов.
Основной институт, реализующий эту политику, — Правительство РФ в лице Министерства финансов и налоговой службы.
Основные инструменты:
1) государственные расходы;
2) налоги.

Налоги


Налоги — это обязательные платежи физических и юри­дических лиц государству на основе специального налогового законодательства.

По способу платежа налоги делятся на:
Прямые
Косвенные
Обязательные платежи, взимае­мые государством с доходов или имущества юридических и физи­ческих лиц:
1) подоходный налог с на­селения (в России с 1 января 2001 г. он составляет 13%);
2) налог на прибыль с фирм;
3) на иму­щество;
4) на недвижимость;
5) на даре­ние;
6) на наследство;
7) на финансовые операции.
Устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг:
1) акцизные (от лат. accidere — обрезать) сборы;
2) налог с продаж;
3) налог на добавленную стоимость (НДС);
4) таможен­ные пошлины;
5) налог на экспорт.

Основные системы налогообложения
Пропорциональная
Регрессивная
Прогрессивная
Сумма налога пропорциональна доходам работников.
Налог тем выше, чем ниже доход работника.
Налог тем выше, чем выше доход работника.

Основные принципы налогообложения
1) Всеобщность — охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы, независимо от организаци­онно-правовой формы.
2) Легитимность — размер налогов и порядок их взимания законо­дательно утверждены государством.
3) Справедливость — равенство налогов на доходы рыночных струк­тур. Налоги должны быть равными для каждого уровня дохода.
4) Определённость и точность налогов — размер налогов, сроки, способ и порядок их на­числения должны быть точно определены и по­нятны налогоплательщикам.
5) Удобство взимания на­логов для налогопла­тельщиков — каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, при котором плательщику легче выполнить требования налогообложения.
6) Экономичность (эффективность) — необходимость соблюдения условий, при кото­рых, во-первых, разрыв между расходами по сбору и органи­зации налогообложения и самими налоговыми поступлениями должен быть наибольшим, а во-вторых, тяжесть налогообложения не должна подры­вать возможность продолжения производства и лишать государство в последующем налоговых поступлений.
7) Обязательность — неизбежность осуществления платежа.
8) Стабильность — устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени.

Функции налогов
1) Фискальная — обеспечение финансирования государственных расходов на содержание государственного аппа­рата, обороны страны и той части непроизвод­ственной сферы, которая не имеет достаточных средств, например, фундаментальной науки, мно­гих учебных заведений, библиотек и т. д.
2) Распределительная — перераспределение доходов между разными со­циальными слоями с целью сглаживания нера­венства в обществе.
3) Стимулирующая (антиинфляционная) — стимулирование развития научно-технического прогресса, увеличения числа рабочих мест, капи­тальных вложений в расширение производства путем применения льготного налогообложения.
4) Социально-воспитательная — сдерживание потребления вредных для здоровья продуктов путем установления на них повышен­ных налогов.
5) Конкретно-учётная — осуществление учёта доходов граждан, предпри­ятий и организаций.

Налоги в РФ
Совокупность налогов в Российской федерации
Федеральные
Региональные
Местные
устанавливаются Налоговым кодек­сом РФ, обязатель­ны к уплате на всей территории РФ, пос­тупают в федераль­ный (государствен­ный) бюджет.
устанавливаются На­логовым кодексом РФ, законодательными ак­тами субъектов РФ, обязательны к уплате на территории субъек­тов РФ, поступают в региональные бюдже­ты (субъектов РФ).
устанавливаются На­логовым кодексом РФ и нормативными акта­ми представительных органов местного само­управления, обяза­тельны к уплате на тер­ритории соответствую­щих муниципальных образований, поступа­ют в местный бюджет.
1) Налог на добав­ленную стоимость (НДС).
2) Акцизы.
3) Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) или подоходный налог.
4) Налог на прибыль организаций.
5) Таможенные пош­лины.
6) Налог на добычу полезных ископаемых.
7) Единый социальный налог.
8) Налог на покупку валюты и др.
9) Государственные пошлины.

1) Налог на имущество предприятий.
2) Транспортный налог.
3) Платежи за пользование природными ресурсами.
4) Лесной налог.
5) Плата за воду и др.

1) Земельный налог:
2) Курортный налог.
3) Налог на рекламу.
4) Налог на имущество физических лиц.
5) Налог на содержание жилого фонда и др.



Основные виды налогов, уплачиваемых предприятиями в РФ
Наименование налога
Его сущность
Налог на добав­ленную стоимость (НДС)
Является косвенным налогом. Форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создавае­мой на всех стадиях производства. Определяется как разница между стоимостью реализованных то­варов (работ и услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.
Налог на прибыль предприятий и организаций
Является прямым налогом, т. е. его сумма цели­ком зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятия. Прибыль (убыток) от реализации продукции (ра­бот, услуг) определяется как разница между вы­ручкой от реализованной продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость про­дукции (работ, услуг).
Налог на имущество предприятий
Является региональным налогом. Сумма налога определяется исходя из среднегодовой стоимости имущества предприятия.
Налоги в дорожные фонды
Являются источником образования и пополнения дорожных фондов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий