вторник, 28 октября 2014 г.

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

Рекомендуемые ФИПИ адреса Интернета и методические материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию

http:// www.ege.edu.ru - портал информационной поддержки проекта «Единый государственный экзамен»;
http://www.fipi.ru – сайт Федерального института педагогических измерений:
http:// www.rustest.ru – сайт Федерального центра тестирования:
http://www.educom.ru – Департамент образования города Москвы:      
http://www.mioo.ru – Московский институт открытого образования;
http://www.gmc.metodist.ru – Городской методический центр Московского института открытого образования                                                                                                  
                                                                  материал сайта http://mosmetod.ru

 памятка-алгоритм для решения познавательных задач:

1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос.
2. Соотнесите вопросы (предписания), сформулированные в задаче, с ее условием: определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии; подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно это противоречие может подсказать путь решения).
3. Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения: выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос задачи; сократите эту область до конкретной проблемы, информацию по которой необходимо вспомнить; соотнесите эту информацию с данными условиями задачи.
4. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом.
5. Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.
6. Убедитесь в правильности полученного вами ответа: соответствует ли ответ существу вопроса задачи; если в задаче поставлено несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них; нет ли противоречия между вашими аргументами; нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению; можно ли считать предложены путь решения единственно возможным; не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы, помимо тех, которые намечены вами.
Не больше 10-15% учащихся справляются с заданиями, требующими конкретизировать какое-либо общее явление (теоретическое положение) с помощью примеров. Попытаемся на примере выявить общую схему выполнения таких заданий: Раскройте на примерах различные проявления воздействия политики на культуру.
Целесообразно начать с выявления возможных сторон влияния политической деятельности на культурную жизнь. Можно выделить такие аспекты: политика государства в области культуры и политизация культуры, вовлечение деятелей культуры в политическую борьбу, отражение ими своей политической позиции в творчестве. Далее, каждое из этих направлений конкретизируем ситуациями (реальными или смоделированными), фактами прошлого и современности (Исключительно политическими соображениями были продиктованы решения советской власти о введении, а затем ужесточении контроля за печатным словом). Таким образом, в выполнении данного задания было сделано два шага. Во-первых, мы развернули положение, приведенное в условии (о влиянии политики на культуру), сформулировав ряд более частных утверждений. Во-вторых, подкрепили эти утверждения конкретными фактами.

Целых десять (первичных) баллов выпускник может набрать при выполнении четырех заданий по анализу источника (носителя социальной информации). Первое задание направлено на точность воспроизведения содержащейся в тексе информации. Второе задание – задание на преобразующее воспроизведение и интерпретацию текста без привлечения контекстных знаний (определение основной идеи, сходных и различных положений двух фрагментов). Третье задание нацеливает на характеристику текста в связи с изученным курсом, с опорой на собственные знания. Четвертое задание направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации, собственную аргументацию относительно позиций, заявленных в тексте. Для грамотного выполнения этих заданий необходимо четко знать критерии, по которым оценивается каждое. Данные критерии представлены в сборниках тренировочных заданий ЕГЭ.

 памятка-алгоритм по работе с текстом на ЕГЭ:

1. Внимательно прочитайте текст. Помните: прямые ответы на вопросы или подсказки для формулировки ответов содержатся в тексте.
2. Соотнесите предложенный текст с изученным курсом и определите, с какой содержательной линией связан данный текст. Это поможет опереться на изученный материал при выполнении заданий.
3. Дайте ответ на вопрос: «О чем текст?» - и определите его основную идею.
4. Отвечать на вопросы старайтесь по порядку, т. к. они сформулированы по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может быть основой для выполнения следующего.
5. Вопросы читайте вдумчиво, стремясь уяснить задание полностью.
6. Отвечайте точно на поставленный вопрос.
7. Помните, что выполнение задания требует опоры на текст, личный опыт, материал, изученный в курсе.
8. Старайтесь давать логически связный ответ, содержащий четкие формулировки.
9. Избегайте неполных ответов.
10. Не пользуйтесь излишними обобщениями и интерпретациями авторского текста там, где этого не требует задание.
11. Сформулировав ответ, проверьте его правильность: вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, подтверждающие ваши выводы.
Последнее задание ЕГЭ (С9) – написание эссе – относится к числу наиболее сложных. Эссе по обществознанию представляет собой творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук. Выпускник должен кратко изложить свой взгляд на проблему и обосновать его, обратившись к соответствующим обществоведческим терминам и понятиям, теоретическим положениям и выводам, а также к фактам социального и личного опыта.
При оценивании эссе выделяются следующие элементы: представление собственной точки зрения при раскрытии проблемы; раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и обоснованиях) и конкретно-иллюстративном уровнях с корректным использованием обществоведческих понятий в контексте ответа; аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт. Эссе должно обладать внутренним смысловым единством, целостностью и последовательностью заявленной в нем позиции. Таким образом, эссе по обществознанию обладает определенной спецификой, отличающей его от эссе по литературе , что нашло отражение в критериях оценивания.
          общий алгоритм написания эссе по                                               обществознанию:
1. Выбор темы эссе – ответственная задача. Выбирая проблему, выпускник должен быть уверен в том, что он имеет неплохие знания по той базовой науке, к которой относится тема; ясно понимает смысл высказывания (не согласен с ним, а понимает, что именно утверждает автор); может выразить свое отношение к этому утверждению (согласиться полностью или частично, опровергнуть его); владеет обществоведческими терминами, необходимыми для грамотного обсуждения темы.
2. В выбранной выпускником теме поставленная проблема должна быть решена с привлечением терминов, понятий, теоретических положений, примеров из общественной жизни и личного опыта, относящихся к той области знаний, которая соответствует данной науке.
3. Отбор фактов и примеров для решения проблемы должен быть убедительным.
4. Писать полный текст эссе на черновике нецелесообразно.
5. Полезно сделать отдельные предварительные записи на черновике. Целесообразно в свободной форме выписать все, что может понадобиться в эссе: понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, примеры, тезисы, мнения, аргументы, имена, события, а также вводную и заключительную фразы эссе.
6. Начинать эссе выгодно с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен с данным мнением», «Я не могу присоединиться к этому утверждению», «В данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным».
7. В следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. При этом не стоит дословно повторять утверждение, ставшее темой. Важно так сформулировать его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, определяющий ее содержание и сущность. Можно воспользоваться любым способом формулирования основной мысли (изложение с включением дополнительных положений, призванных показать, что тема понята правильно; близкий к тексту пересказ; риторический вопрос).
8. К достоинствам эссе, своего рода дополнительным аргументом в пользу того, что выпускник хорошо знает проблему и чувствует себя в ее контексте, нужно отнести включение в текст краткой информации об авторе высказывания; имен предшественников автора и его последователей или научных противников; описания различных точек зрения на проблему; указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе; указания на альтернативные варианты решения проблемы.
                                                                                                материал сайта http://mosmetod.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий