понедельник, 16 сентября 2013 г.

Подготовка к ГИА по обществознанию.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ

1. Общие рекомендации

Экзаменационная пора рано или поздно наступает в жизни любого из нас, это –неизбежный этап социализации человека, этап трудный, но качественная подготовка позволяет достойно пройти его. Многие школьники, студенты терпят неудачу, начиная подготовку в последние несколько дней перед экзаменом.
Наш первый совет – подготовка должна быть систематической, а не фрагментарной. Изучая наши методические рекомендации, выполняя представленные в данном пособии задания, вы увидите, что значительное их число проверяет знание понятий и разнообразные умения, позволяющие осмысленно оперировать обществоведческими понятиями. Невозможно за короткое время не просто заучить определения, но осмыслить содержание, структуру понятий, уяснить хотя бы основные их внутренние и внешние связи, тем более – выработать соответствующие умения. Аналогичным образом невозможно быстро освоить разнообразные умения, связанные с анализом текста. Требует определенного времени и совершенствование умения формулировать и связно излагать в письменной форме свои мысли. Определенная часть заданий экзаменационной работы связана с анализом фактов и процессов социальной действительности. Поэтому немалое значение здесь имеет общая эрудиция человека, не связанная напрямую с подготовкой к конкретному экзамену. Понятно, что сдать экзамен по обществознанию гораздо легче тому, кто интересуется современными проблемами человека и общества, много читает и анализирует информацию различных СМИ.
Второй совет – целесообразно пошаговое освоение материала, выполнение раз-личных заданий по мере изучения соответствующих содержательных разделов предмета.
С чего же следует начать подготовку к государственной итоговой аттестации в новой форме?
Для того чтобы получить верное представление об экзаменационной работе, советуем внимательно изучить следующие документы: Кодификатор элементов содержания экзаменационной работы, Спецификацию экзаменационной работы. Демонстрационный вариант и систему оценивания экзаменационной работы. Они определяют структуру и содержание экзаменационной работы по предмету. Каждый год эти документы обновляются, поэтому советуем знакомиться с документами последнего года (www.fipi.ru).   Кодификатор составлен на базе обязательного минимума содержания основногообщего образования по обществознанию (приложение к Приказу МинобразованияРоссии «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. № 1236), а также обязательного минимума содержания основных образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников основной школы (Приказ МО РФ «Об утверждении федерального компонента Государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05.03.2004 № 1089). Кодификатор содержит перечень элементов содержания, проверяемых, согласно государственным требованиям к содержанию образования и подготовке выпускников, заданиями экзаменационной работы. В экзаменационной работе не может быть заданий, проверяющих иные элементы содержания, не предусмотренные государственными нормативами.                             В Спецификации охарактеризованы структура и содержание экзаменационной ра-боты, приведен план работы. Из этого документа вы узнаете о том, сколько и каких заданий составляют экзаменационную работу.
Демонстрационный вариант позволит получить представление о трудности экза-менационной работы по предмету. Естественно, что в экзаменационных вариантах представлены не те задания, что вошли в демоверсию, а подобные им.Выполните задания демонстрационного варианта и сверьте свои ответы с системой оценивания демонстрационного варианта, подсчитайте полученные за выполнение всей работы баллы и определите, хватило ли вам отведенного для выполнения экзаменационной работы времени, – так вы в определенной мере сможете оценить свою готовность к сдаче экзамена по обществознанию.
Ознакомьтесь с оглавление данного пособия. Посмотрите, какие темы вами уже изучены, и начинайте выполнять задания. Желательно выполнять задания по мере прохождения соответствующих тем. Рекомендуем отмечать наиболее трудные для вас задания, чтобы в период непосредственной подготовки к экзамену обратить на них более пристальное внимание.
Если, готовясь к экзамену, вы испытываете затруднения с выполнением некоторых заданий, встречаете незнакомые понятия и термины, обращайтесь за советом к преподавателям, тем более что при систематической подготовке у вас есть такая возможность. Выполнять задание, не понимая его, крайне неэффективно. Тот материал, который вы не находите в учебнике, посмотрите в школьном словаре и справочной литературе и отметьте использованный источник, чтобы потом в случае необходимости вернуться к нему.
2. Методические комментарии по отдельным блокам содержания
ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК
В экзаменационной работе элементы двух содержательных линий «Общество» и«Человек» объединены в один блок-модуль. Значительная степень теоретического обобщения материала, требующая высокого уровня интеллектуальных и коммуникативных умений, придает этому материалу особую сложность.В данном содержательном разделе проверяется знание базовых понятий и проблем обществоведческого курса: понятие «общество», взаимосвязь общества и природы, сферы жизни общества, типы обществ (традиционное, индустриальное,постиндустриальное), глобальные проблемы человечества, биологическое и социальное в человеке, личность, деятельность человека, ее основные виды, познание человеком мира и самого себя, потребности и способности человека, межличностные отношения, общение и межличностные конфликты, их разрешение. Рассмотрим некоторые из наиболее трудных для выпускников вопросов  Традиционно непростым для выпускников является вопрос о смыслах понятия«общество». Как известно, обществом называют группу людей, объединенных совместной деятельностью; историческую эпоху; население конкретного региона мира ;все ныне живущее человечество; человечество в его прошлом, настоящем и будущем; часть материального мира, отделенную от природы, но не потерявшую связь с ней. Различают «широкий» и «узкий» смыслы понятия «общество». Последние два определения как раз наиболее широко характеризуют общество .Следующим «проблемным» элементом содержания являются «Сферы жизни общества». Необходимо знать сферы и четко их различать – успешность выполнения заданий во многом зависит от умения идентифицировать сферу общественной жизни по проявлениям. Например, в задании: «Предприниматели города создали фонд поддержки детей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях. К каким сферам общественной жизни относится данный факт?», алгоритм решения прост – конкретная ситуация (со сколькими бы сферами общества ее не пришлось соотносить) «раскладывается» на составляющие; определяется, к какой сфере относится каждая из них; получившийся перечень взаимодействующих сфер соотносится с предложенным (в нашем примере: предприниматели-деятели экономической сферы; помощь детям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях – социальная проблема; соответственно, налицо взаимосвязь экономики и социальной сферы общества).
Следующим трудным элементом содержания являются «Традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное) общество». Для успешного выполнения заданий необходимо четко уяснить характеристики традиционного, индустриального и постиндустриального общества, научиться определять их проявления, сравнивать общества разных типов, выявляя черты сходства и различия. Как показала практика проведения итоговой аттестации, определенные сложности для выпускников представляла кажущаяся очевидной, всесторонне рассмотренной в различных школьных курсах тема «Глобальные проблемы современности». При отработке данного материала целесообразно четко определить сущность понятия «глобальные проблемы»: для них характерно то, что они проявляются в мировом масштабе; ставят под угрозу выживание человечества как биологического вида; могут быть решены усилиями всего человечества. Далее можно зафиксировать важнейшие из глобальных проблем (экологический кризис, проблема предотвращения мировой войны,проблема «Севера» и «Юга» и др.), выявить их признаки и конкретизировать их на примерах общественной жизни. Кроме того, необходимо четко представлять себе сущ-ность процесса глобализации.
При выполнении заданий, проверяющих знание человековедческой проблемати-ки, важно помнить, что в обществоведческом курсе основное внимание уделяется тем качествам человека, которые связаны с его социальной природой, обусловлены общественными условиями его существования. Развиваясь вместе с обществом, человек овладел членораздельной речью, способностью производить орудия труда, научился преобразовывать природную и социальную среду в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями. Выступая творцом, созидателем «второй природы» – культуры, человек вместе с тем формируется и развивается под ее влиянием, усваивая сложившиеся в обществе нормы права, морали, духовные ценности. Под «личностью» понимают совокупность исключительно социально значимых характеристик человека –члена общества. Эти характеристики могут быть типичными и специфическими, но главное в них – общественная значимость, обусловленность социальными взаимодействиями. Вне общества не существует человека как личности. Дети -«маугли», с младенческого возраста растущие вне человеческого общества, не имеют личностных характеристик, хоть и обладают всеми признаками человеческого индивида. Напоминаем, что особую форму взаимодействия человека с окружающим миром называют деятельностью. Деятельности человека присущи такие черты, как сознательность, продуктивность, преобразующий и общественный характер. Это именно те особенности, которые отличают человеческую деятельность от поведения животного. В структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, мотив, цель, средства ее достижения и результат. Людьми движут осознанные мотивы и сознательно выдвинутые цели деятельности, а поведение животных инстинктивно. Необходимо также знать основные виды деятельности человека (общение, труд, познание, игру) и уметь различать их проявления.
Многие школьники недостаточно четко понимают значение понятия «потребности»,испытывают трудности при классификации потребностей. Традиционно потребностями называют нужду (недостаток) в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма. Потребности человека можно условно разделить на три группы: биологические (потребности в питании, воде, нормальном теплообмене, движении, продолжении рода и др.), социальные (потребности в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе и др.) и духовные (потребности в познании, творчестве и др.). Такое многообразие потребностей отражает сложную сущность человека как биосоциодуховного существа. Единство же различных сторон человеческого бытия выражается в тесной взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности его потребностей.
Еще одна распространенная ошибка заключается в том, что часть школьников рассматривает способности человека исключительно как знания, умения и навыки. Способностями называют индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит успешное выполнение определенной деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности. Наследственные программы (задатки) могут оказать воздействие и на уровень в развития соответствующей способности у отдельного индивида. Этим частично объясняются различия в развитии музыкального слуха, объеме и быстроте действия памяти, физической силе. Но развитие любой способности во многом зависит от социальных условий. Каче-ственный уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности. Талантом называют такую совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью. Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.
Еще один содержательный элемент, вызывающий трудности, – «Межличностные конфликты, их разрешение». Под межличностным конфликтом понимают особое явление, выражающееся в столкновении интересов, мнений, взглядов отдельных людей. В условиях конфликта применяются различные стратегии поведения: избегание – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем; приспособление – сглаживание противоречий, поступаясь «своими интересами; соперничество – открытая борьба за свои интересы; компромисс – урегулирование разногласий путем взаимных уступок; сотрудничество – совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон.
Продолжение следует..

Комментариев нет:

Отправить комментарий