МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ
1. Общие рекомендации
1. Общие рекомендации
Экзаменационная пора рано или поздно наступает в жизни
любого из нас, это –неизбежный этап социализации человека, этап трудный, но
качественная подготовка позволяет достойно пройти его. Многие школьники,
студенты терпят неудачу, начиная подготовку в последние несколько дней перед
экзаменом.
Наш первый совет – подготовка
должна быть систематической, а не фрагментарной. Изучая наши методические
рекомендации, выполняя представленные в данном пособии задания, вы увидите, что
значительное их число проверяет знание понятий и разнообразные умения,
позволяющие осмысленно оперировать обществоведческими понятиями. Невозможно за
короткое время не просто заучить определения, но осмыслить содержание,
структуру понятий, уяснить хотя бы основные их внутренние и внешние связи, тем
более – выработать соответствующие умения. Аналогичным образом невозможно
быстро освоить разнообразные умения, связанные с анализом текста. Требует
определенного времени и совершенствование умения формулировать и связно
излагать в письменной форме свои мысли. Определенная часть заданий
экзаменационной работы связана с анализом фактов и процессов социальной
действительности. Поэтому немалое значение здесь имеет общая эрудиция человека,
не связанная напрямую с подготовкой к конкретному экзамену. Понятно, что сдать
экзамен по обществознанию гораздо легче тому, кто интересуется современными
проблемами человека и общества, много читает и анализирует информацию различных
СМИ.
Второй совет – целесообразно пошаговое освоение материала,
выполнение раз-личных заданий по мере изучения соответствующих содержательных
разделов предмета.
С чего же следует начать подготовку к государственной
итоговой аттестации в новой форме?
Для того чтобы получить верное представление об
экзаменационной работе, советуем внимательно изучить следующие документы:
Кодификатор элементов содержания экзаменационной работы, Спецификацию
экзаменационной работы. Демонстрационный вариант и систему оценивания
экзаменационной работы. Они определяют структуру и содержание экзаменационной
работы по предмету. Каждый год эти документы обновляются, поэтому советуем
знакомиться с документами последнего года (www.fipi.ru). Кодификатор составлен на базе обязательного
минимума содержания основногообщего образования по обществознанию (приложение к
Приказу МинобразованияРоссии «Об утверждении временных требований к
обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998
г. № 1236), а также обязательного минимума содержания основных образовательных
программ и требований к уровню подготовки выпускников основной школы (Приказ МО
РФ «Об утверждении федерального компонента Государственных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05.03.2004
№ 1089). Кодификатор содержит перечень элементов содержания, проверяемых,
согласно государственным требованиям к содержанию образования и подготовке
выпускников, заданиями экзаменационной работы. В экзаменационной работе не
может быть заданий, проверяющих иные элементы содержания, не предусмотренные
государственными нормативами. В Спецификации
охарактеризованы структура и содержание экзаменационной ра-боты, приведен план
работы. Из этого документа вы узнаете о том, сколько и каких заданий составляют
экзаменационную работу.
Демонстрационный вариант позволит получить представление о
трудности экза-менационной работы по предмету. Естественно, что в
экзаменационных вариантах представлены не те задания, что вошли в демоверсию, а
подобные им.Выполните задания демонстрационного варианта и сверьте свои ответы
с системой оценивания демонстрационного варианта, подсчитайте полученные за
выполнение всей работы баллы и определите, хватило ли вам отведенного для
выполнения экзаменационной работы времени, – так вы в определенной мере сможете
оценить свою готовность к сдаче экзамена по обществознанию.
Ознакомьтесь с оглавление данного пособия. Посмотрите, какие
темы вами уже изучены, и начинайте выполнять задания. Желательно выполнять
задания по мере прохождения соответствующих тем. Рекомендуем отмечать наиболее
трудные для вас задания, чтобы в период непосредственной подготовки к экзамену
обратить на них более пристальное внимание.
Если, готовясь к экзамену, вы испытываете затруднения с
выполнением некоторых заданий, встречаете незнакомые понятия и термины, обращайтесь
за советом к преподавателям, тем более что при систематической подготовке у вас
есть такая возможность. Выполнять задание, не понимая его, крайне неэффективно.
Тот материал, который вы не находите в учебнике, посмотрите в школьном словаре
и справочной литературе и отметьте использованный источник, чтобы потом в
случае необходимости вернуться к нему.
2. Методические комментарии по отдельным блокам содержания
ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК
В экзаменационной работе элементы двух содержательных линий
«Общество» и«Человек» объединены в один блок-модуль. Значительная степень
теоретического обобщения материала, требующая высокого уровня интеллектуальных
и коммуникативных умений, придает этому материалу особую сложность.В данном
содержательном разделе проверяется знание базовых понятий и проблем
обществоведческого курса: понятие «общество», взаимосвязь общества и природы,
сферы жизни общества, типы обществ (традиционное, индустриальное,постиндустриальное),
глобальные проблемы человечества, биологическое и социальное в человеке,
личность, деятельность человека, ее основные виды, познание человеком мира и
самого себя, потребности и способности человека, межличностные отношения, общение
и межличностные конфликты, их разрешение. Рассмотрим некоторые из наиболее
трудных для выпускников вопросов Традиционно
непростым для выпускников является вопрос о смыслах понятия«общество». Как
известно, обществом называют группу людей, объединенных совместной
деятельностью; историческую эпоху; население конкретного региона мира ;все ныне
живущее человечество; человечество в его прошлом, настоящем и будущем; часть
материального мира, отделенную от природы, но не потерявшую связь с ней. Различают
«широкий» и «узкий» смыслы понятия «общество». Последние два определения как
раз наиболее широко характеризуют общество .Следующим «проблемным» элементом
содержания являются «Сферы жизни общества». Необходимо знать сферы и четко их
различать – успешность выполнения заданий во многом зависит от умения
идентифицировать сферу общественной жизни по проявлениям. Например, в задании:
«Предприниматели города создали фонд поддержки детей, оказавшихся в сложных
жизненных ситуациях. К каким сферам общественной жизни относится данный факт?»,
алгоритм решения прост – конкретная ситуация (со сколькими бы сферами общества
ее не пришлось соотносить) «раскладывается» на составляющие; определяется, к
какой сфере относится каждая из них; получившийся перечень взаимодействующих
сфер соотносится с предложенным (в нашем примере: предприниматели-деятели
экономической сферы; помощь детям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях – социальная
проблема; соответственно, налицо взаимосвязь экономики и социальной сферы
общества).
Следующим трудным элементом содержания являются
«Традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное) общество».
Для успешного выполнения заданий необходимо четко уяснить характеристики
традиционного, индустриального и постиндустриального общества, научиться
определять их проявления, сравнивать общества разных типов, выявляя черты
сходства и различия. Как показала практика проведения итоговой аттестации,
определенные сложности для выпускников представляла кажущаяся очевидной,
всесторонне рассмотренной в различных школьных курсах тема «Глобальные проблемы
современности». При отработке данного материала целесообразно четко определить
сущность понятия «глобальные проблемы»: для них характерно то, что они
проявляются в мировом масштабе; ставят под угрозу выживание человечества как
биологического вида; могут быть решены усилиями всего человечества. Далее можно
зафиксировать важнейшие из глобальных проблем (экологический кризис, проблема
предотвращения мировой войны,проблема «Севера» и «Юга» и др.), выявить их
признаки и конкретизировать их на примерах общественной жизни. Кроме того,
необходимо четко представлять себе сущ-ность процесса глобализации.
При выполнении заданий, проверяющих знание человековедческой
проблемати-ки, важно помнить, что в обществоведческом курсе основное внимание
уделяется тем качествам человека, которые связаны с его социальной природой,
обусловлены общественными условиями его существования. Развиваясь вместе с
обществом, человек овладел членораздельной речью, способностью производить
орудия труда, научился преобразовывать природную и социальную среду в
соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями. Выступая
творцом, созидателем «второй природы» – культуры, человек вместе с тем
формируется и развивается под ее влиянием, усваивая сложившиеся в обществе
нормы права, морали, духовные ценности. Под «личностью» понимают совокупность
исключительно социально значимых характеристик человека –члена общества. Эти
характеристики могут быть типичными и специфическими, но главное в них –
общественная значимость, обусловленность социальными взаимодействиями. Вне
общества не существует человека как личности. Дети -«маугли», с младенческого
возраста растущие вне человеческого общества, не имеют личностных характеристик,
хоть и обладают всеми признаками человеческого индивида. Напоминаем, что особую
форму взаимодействия человека с окружающим миром называют деятельностью.
Деятельности человека присущи такие черты, как сознательность, продуктивность,
преобразующий и общественный характер. Это именно те особенности, которые
отличают человеческую деятельность от поведения животного. В структуре любой
деятельности принято выделять объект, субъект, мотив, цель, средства ее
достижения и результат. Людьми движут осознанные мотивы и сознательно выдвинутые
цели деятельности, а поведение животных инстинктивно. Необходимо также знать
основные виды деятельности человека (общение, труд, познание, игру) и уметь различать
их проявления.
Многие школьники недостаточно четко понимают значение
понятия «потребности»,испытывают трудности при классификации потребностей.
Традиционно потребностями называют нужду (недостаток) в чем-либо необходимом
для поддержания жизнедеятельности организма. Потребности человека можно условно
разделить на три группы: биологические (потребности в питании, воде, нормальном
теплообмене, движении, продолжении рода и др.), социальные (потребности в
трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении
в обществе и др.) и духовные (потребности в познании, творчестве и др.). Такое
многообразие потребностей отражает сложную сущность человека как
биосоциодуховного существа. Единство же различных сторон человеческого бытия
выражается в тесной взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности его
потребностей.
Еще одна распространенная ошибка заключается в том, что
часть школьников рассматривает способности человека исключительно как знания,
умения и навыки. Способностями называют индивидуально-психологические
особенности личности, от которых зависит успешное выполнение определенной
деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и
навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами
и приемами некоторой деятельности. Наследственные программы (задатки) могут
оказать воздействие и на уровень в развития соответствующей способности у
отдельного индивида. Этим частично объясняются различия
в развитии музыкального слуха, объеме и быстроте действия памяти, физической силе.
Но развитие любой способности во многом зависит от социальных условий. Каче-ственный
уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности.
Талантом называют такую совокупность способностей, которая позволяет получить продукт
деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной
значимостью. Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять
принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.
Еще один содержательный элемент, вызывающий трудности, –
«Межличностные конфликты, их разрешение». Под межличностным конфликтом понимают
особое явление, выражающееся в столкновении интересов, мнений, взглядов
отдельных людей. В условиях конфликта применяются различные стратегии поведения:
избегание – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая
своего, но и не настаивая на своем; приспособление – сглаживание противоречий,
поступаясь «своими интересами; соперничество – открытая борьба за свои
интересы; компромисс – урегулирование разногласий путем взаимных уступок;
сотрудничество – совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы всех
сторон.
Продолжение следует..
Комментариев нет:
Отправить комментарий